Самайн

Период с Самайна до Йоля - время смерти, пустоты, ничто. Безвременье, тишина и забвение. У меня еще очень много имен, которые хотелось бы назвать, отблагодарить, но не в этот отрезок Колеса. Имен и посвящений не будет. Это время памяти. 

      Время Самайна - это момент остановки, зацикленного хода вещей, когда не просто соединяются темное и светлое время года, но темное доминирует и поглощает, перемешиваются мир Яви и Нави, мир людей и духов, живых и мертвых. Дни Самайна - дни безвременья, не относящиеся ни к старому, ни к новому году, переходы раскрываются и силы хаоса выходят наружу.

 

       Изначально традиции Самайна зародились в период преобладания скотоводства у кельтов. Самайн был окончанием пастбищного сезона. Стада в конце октября возвращали обратно в стойло, а часть уходила на убой и сохранение на зиму. В Самайн люди стремились расстаться с долгами прошедшего года, чтобы войти в новый год свободными. Было принято приносить дары из своих запасов, которые могли быть использованы на пиру.

 

       Ритуальная сторона Самайна включает разжигание огня “чистым” методом - от камней или трения, чтобы этот новый огонь потом разнести по своим домам. Огни Самайна имеют большое значение. Так называют большие костры, через которые полагается перепрыгнуть, другой ритуальный метод -  нужно пройти между двумя большими кострами. Это делается для очищения от злого, что скопилось за год — праздник смерти можно назвать лучшим временем для очищения от всего ненужного. Между кострами прогоняют и скот. По камням и костям, которые оставаются после прогорания костров, жрецы предсказывают будущее для всего поселения. 

 

       Другие элементы ритуала ранее включали жертвоприношения, головы убитых врагов насаживали на ограду крепости для отпугивания темных сил. В жертву чаще приносили скот, но случались и человеческие жертвоприношения - это преступники, пленные и подобные “лишние” люди. Со временем (еще до прихода христианства) человеческие жертвы стали заменять на чучело или ритуал перепрыгивания через костер выбранной “жертвы”. Однако это всегда вопрос, сколько силы вы хотите вложить в ритуал. Кровь непременно должна литься в эти ночи на землю, много крови, но насколько она сильна и насколько велика жертва - решение остается за ритуалистом.

 

       При этом, как можно видеть, сексу нет места на этом празднике. Это не забытый элемент, а специально вычеркнутый, отвергаемый в этот день. Потому что секс в праздниках плодородия - это созидательное начало. Но урожай уже выращен и собран, здесь больше нет места созиданию. Богиня-Мать в образе вдовы и старухи скоро также спустится вниз. Живительная энергия крови льется на землю, но нет созидающей силы, чтобы ее подхватить. Безвременье и пустота.


     Говоря о еде на Самайн, следует понимать ее с двух ракурсов - с одной стороны, это праздничная пища, то, что готовят для пира и едят все. С другой стороны - это специальная ритуальная еда, которая применяется в обрядах. К такой пище относится специальный хлеб, выпекаемый на углях от ритуальных костров, в других местах это могут быть цельнозерновые лепешки. Такой хлеб несет магические целебные и защитные свойства, по куску получают не только все члены семьи, но и домашние животные, а определенная часть приносится в дар богам, духам и душам умерших.

 

       Несмотря на то, что он возник еще в языческие времена, Самайн не утратил своего значения и с приходом христианства, только обрел новые черты - связь этого дня с темой смерти и почитанием умерших у кельтов перешла в отмечание Дня всех святых у христиан. Со временем менялись масштабы празднования, обряды и названия, но основная суть Самайна сохраняется до сих пор и, похоже, будет существовать, пока существует смена времен года. В ночь Самайна усопшие родственники проведывают живых близких людей, наблюдают за празднованием и даже принимают в нем участие. В то же время в мир живых выходят и злые духи, а также другие представители нечистой силы. Они пользуются отведенным им временем в своих целях. Чтобы защитится от них надевали маски и костюмы имитирующие духов. 

 

      Для застолья можно приготовить любые блюда, традиционные для Самайна. Это могут быть блюда из поздних овощей, например, рагу. Кельты в этот день забивали скот, который не пережил бы зиму. Мясо хранить проще, чем потроха, поэтому угощения Самайна готовились именно из последних. Напиток, который импонирует Богине в облике старухи-вдовы — красное вино, но подавать можно и пиво, мед, сбитень и другие напитки. Идеально, если они приготовлены лично вами. Традиционно на Самайн выпекается домашний хлеб и другая выпечка. Яблоки и орехи — сезонные лакомства, которым тоже найдется место на столе в честь Самайна.

 

      Самайн в оккультном андеграунде отмечается еще с большим размахом и серьезной подготовкой, чем Бельтайн. И праздник этот всем знаком очень хорошо, как и другие сопутствующие ему праздники.

 

       Как мне видится, в раскрученном Хэллоуине, при всей его внешней похожести, нет ритуальной составляющей. Все его как бы ритуальные черты растут из Самайна, но их наполнение не в желании защититься от темных сил, а в развлечении. Католические день всех святых и день всех душ, 1го и 2го ноября, гораздо ближе по своей сути, как и православная Дмитриевская родительская суббота, потому что нацелены на почитание мертвых. Как и скандинавский Эйнхериар, почитающий павших в бою воинов. Еще больше общих черт имеет День Мертвых в Мексике, где традиции праздника направлены не только на почитание мертвых, но и на защиту от темных сил.

рецепты