Немного подробнее о еде, сексе и крови, и их связи друг с другом. Для меня несомненна их связь с колесом года, с движением природы. Все три элемента символизируют жизнь, ее силу, ее движение, обновление. Я хочу продемонстрировать своим читателям, как я вижу их место в этом непрерывном движении.
Когда я начинала писать эту книгу, я была еще алхимиком. Да и в каком-то смысле я им и остаюсь, хоть и отказалась от этой магии. Но воспитание никуда не делось, и алхимия все еще дает удобные онтологические инструменты, которыми грех не пользоваться.
Алхимия дает нам универсальные принципы, которые позволяют представить любое вещество, явление, процесс как результат или стадии алхимического делания, или же разложить его на три основных элемента, они же алхимические принципы - душа (ртуть), дух (сера) и тело (соль).
Принцип соли - это принцип субстанции или формы. Он является фиксатором, финалом. Соль является базой, в которой свойства ртути и серы закрепляются. Соль - это весьма важный принцип, который относят к стихии земли.
Принцип серы является динамическим, экспансивным, мужским, отцовским принципом. Сера - эмоциональна, это чувство и страстное побуждение, которое мотивирует жизнь.
Принцип ртути - водяной, женский. Это универсальная сила или жизненный принцип который пронизывает все живое вещество. Этот жидкий и творческий принцип символизирует течение энергии.
Еда в данном случае будет соответствовать принципу Соли. Это материальное воплощение. Сезонные праздники и сама суть Колеса Года - это борьба за пропитание, изобилие, борьба с Голодом. Еда в данном случае выступает материальным итогом, результатом борьбы. Ну и алхимический символ соли - круг, что есть колесо и солнце. О еде будет много сказано дальше, поскольку именно еда - это основная тема книги.
Принцип серы выражен в сексе. Это движущая сила плодородия, то, что наполняет жизнью и создает жизнь. Это история о рождении, росте. Тут секс не стоит рассматривать только как соитие, а как процесс созидания, без которого не происходит оплодотворение и рождение. Соитие - только ритуальное выражение этого акта созидания.
Совокупление во многих культурах представляется как магическое средство пробуждения плодоносящего начала. Жизнеутверждающая символика секса находит выражение в ритуально-магических действиях, способствующих деторождению, приплоду скота, плодородию, изобилию и урожаю. У некоторых народов сексом занимались под плодовым деревом, на поле перед севом или во время сева проса. У других считалось, что быстрый секс способствует быстрому росту кукурузы. А чтобы плодились кони, старались переспать с цыганкой. Многие праздники так или иначе предполагают действия, связанные с ритуальным оплодотворением земли. Это благословение на урожай. И одновременно с этим, это символ зачатия Богиней-Матерью нового бога, того, что вновь родится на Йоль, чтобы умереть в Самайн. И секс на эти праздники это символьное и ритуальное подражание, поддержание ритуала и силы традиции. И оплодотворение земли, и Богини-матери - это одни и те же праздники. Потому что солнце, юный бог-солнце, что рождается на Йоль, в этих аспектах выступает всегда как сущность, непосредственно связанная с плодородием.
Принцип ртути выражен в крови. Ртуть объединяет серу и соль. Это жизненный принцип и энергия, которые пронизывают все живое вещество.
Кровь в сезонных праздниках выражает не только Жизнь, но и Смерть. Потому что Смерть - важная часть колеса жизни. Возрождение возможно только через смерть.
Кровь - первооснова жизни, носительница жизненного тепла. В обрядах плодородия кровь часто используют и перед посевом для усиления силы земли, и перед сбором урожая для благословения урожая.
Пролитая кровь — символ жертвоприношения. Все жидкости (молоко, мед, вино), которые в древности предназначались мертвым, духам и богам, олицетворяли кровь, самую драгоценную жертву. В классическую эпоху жертвенную кровь брали у овец, свиней и быков, а также у человеческих жертв. Пролитое на землю семя во время ритуального секса также символизирует кровь в аспекте жизненной силы.
Кровь - всеобъемлющее понятие. Оно охватывает огромное количество разных символов и значений. В рамках книги я говорю о том, что связано с плодородием, а потому чаще всего речь будет идти о земледелии. Созревший плод сравним с рубедо, красным, кровью в высшем алхимическом значении.
Конечно, в действительности нет совсем чистого разделения. И все три составляющие, как и все три алхимических принципа, перемешаны в ритуалах колеса года. Через секс, как процесс созидания, Жизнь, и кровь, как жизненные соки, энергию, основу Жизни, появляется материальное воплощение, то, которому посвящены праздники колеса года - Еда. А ее суть - поддержание Жизни, дать силы, энергию, тепло, защиту от Голода, чтобы поддерживать Жизнь и дальше. Через еду восполняется кровь и появляются силы на процесс созидания. В этой истории никогда нет финала. Продолжение и возобновление Жизни, и постоянное движение и перемешивание принципов - вот в чем для меня суть Колеса года.
Что значит имя? Роза пахнет розой
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Хотя для оккультизма точное наименование, конечно, крайне важно, и проводя обряды на праздник мы ориентируемся на его название, потому что традиции и обряды на Бельтайн и Живин день будут разными, хоть праздник и имеет общий корень. Однако сезоны сменяют друг друга независимо от культурного контекста, а потому не надо быть кельтом и служить Колесу, чтобы почитать движение солнца. Очень многие, привычные нам праздники, произрастают оттуда, имеют схожую природу.
В каждой главе я напишу, какие праздники схожи с основным праздником Колеса и отмечаются близко к нему по времени.
В современной гастрономической культуре есть такой термин - локаворство. Своим происхождением locavore обязано двум словам: local, что переводится с английского как «местный» и vorare, что на латыни означает «есть, кушать». Таким образом, если дословно переводить, то локаворство – это «кушать местное». В современной гастрономической культуре локаворством, или локаворизмом (англ. locavorism), называют принцип питания, основанный на употреблении в пищу исключительно местных продуктов. По сути локаворство – это классическое питание по географическому принципу. Это же одновременно предполагает использование сезонных продуктов, то есть то, что растет в этой местности в это время года.
Локаворство - модное направление и устойчивый тренд в гастрономии, и я вижу в этом благо. Потому что принцип питания местными продуктами наилучшим образом способствует борьбе с Голодом. Все движение сезонных праздников, смены сезонов - это история о противостоянии голоду. Это легко проследить по традициям и ритуальным особенностям праздников. И каждый праздник и соответствующий ему сезон имеет характерные признаки и требования к еде. Это всегда то, что доступно в конкретный сезон, как овечье молоко и сыр на Имболк, яблоки на Мабон или тыквы на Самайн. Такая еда несет ритуальную функцию, ее задача - преумножение запасов, их сохранность, оберег от голода. Работает по принципу магии подобия: мы сыты сейчас и наш стол изобилует, значит, так будет и дальше.
Жесткие последователи локаворства определяют локальность в пределах 100 миль. Такие продукты не требуют консервантов для долгой дороги, чаще всего это органические продукты, без лишней химии. И считается, что организм их лучше усваивает в силу того, что они привычны для жителя конкретной местности. Я полагаю, что здравое зерно в этом есть. Однако кухня, гастрономия - это давно понятие глобальное. И пусть в Москве не растут мандарины, но уже за много лет они стали привычным продуктом и неизменным атрибутом йольского новогоднего стола. И в силу этой привычности, я считаю, что такие продукты можно считать локальными и подходящими для блюд колеса года. Их уместность - это следствие сложившейся традиции.
Более важным мне видится принцип сезонности. В современном мире это выражается в моде на сезонные продукты. Нет греха в том, чтобы в феврале полакомиться клубникой, но откуда бы она не была привезена, все равно в июне она ароматнее и слаще. Для обыденного стола такие продукты подходят, хоть и уступают во вкусе. Однако для ритуальных блюд лучше ориентироваться на более доступные по сезону продукты.
Помимо введения или условно парадигмальной части об общих принципах, книга будет разделена на главы согласно восьми праздникам колеса года. Предлагаемые в этих главах рецепты будут относиться не только к ритуальной еде на сам праздник, но и блюдам, которые характерны для этого периода года, между двумя праздниками. Каждая глава будет начинаться с общих принципов праздника, сочетании в нем базовых элементов и того, какая еда характерна для него. В этом выражается принцип сезонности.
Сами рецепты будут начинаться с рецептов хлеба. Символом достатка, его мерой, многие века являлось зерно. Процессы земледелия в мире начались с “приручения” зерновых культур, тех, которые были характерны для определенного региона. Тем или иным способом зерно становилось основой для хлеба. Так начинается путь от самых простых лепешек, когда воду смешали с мукой и оставили на горячем камне, до пышных и богатых бриошей.
После хлеба же будут представлены рецепты супов. Суп - это очень простая, повседневная еда. Наваристые, густые похлебки и легкие прозрачные бульоны, заправленные лишь свежей зеленью - супы часто являются основой нашего рациона. Таким образом, вместе с хлебом они несут эту базовую оккультную функцию защиты от Голода.
Также обязательно в каждой главе будут представлены рецепты заготовок, которые можно делать в этот период. Джемы, консервирование и другие способы сохранения и переработки продуктов оправданы только в том случае, если мы говорим о сезонных продуктах. И здесь каждый отрезок года дает нам что-то новое. Это те запасы, что наполнят кладовую. А есть ли больший символ достатка в пропитании, чем заполненные полки кладовой? Человечество очень недавно живет в ситуации повсеместной доступности еды, да и сейчас проблема голода решена далеко не везде
на земле. Делать запасы - в природе человеческой.
Будут в разделах и другие рецепты блюд. Но они служат уже просто приятным дополнением к основе, тем, что призвано порадовать наш вкус и дополнить рацион.
В конце же главы даны рекомендации о том, как накрыть ритуальный стол на соответствующий праздник или же просто мои воспоминания о праздничных застольях, что я готовила. Меню такого семейного обеда, а практически все праздники носят семейный или общинный характер, может опираться на представленные в разделе рецепты или иметь просто общие советы, что будет уместно на столе.
О супах
О хлебе
Базовые бульоны и другие советы
О посвящениях