Эту главу я посвящаю монсеньору Оскару Уайльду. Я бесконечно обязана ему и всегда буду благодарна за все, что он сделал для меня. Вместе с ним в 17 лет я впервые покинула Воронье гнездо, чтобы увидеть целый удивительный мир. Он подарил мне весенний Париж, пробивающуюся траву, воробьев в лужах и трели птиц. Она подарил мне целый мир и помог увидеть, как прекрасна и как всемогуща Жизнь.
Остара - мой самый любимый праздник в году. В это время, в день весеннего равноденствия, тает снег, начинают набухать почки на деревьях и слышно, как уже совсем по-весеннему заливаются птицы. В центре этого праздника всегда находится богиня Остара, покровительница всех растений, семян и роста, символ плодородия. Богиня-мать, что кормила младенца на Имболк, вновь преображается в юную деву, а молодой бог будет любить ее, чтобы на Йоль она вновь родила дитя, и цикл повторился.
Аспект секса в этом празднике носит ярко выраженный характер и не требует дополнительного толкования. Основная направленность здесь именно на рождение нового солнца. В день равноденствия световой день становится длиннее, солнце вошло в полную силу, и молодой бог и юная богиня способствуют, чтобы в самую темную ночь солнце вновь родилось для всех. Это сильно перекликается с другим праздником, который по времени не так далеко от Остары - с Благовещением (25 марта в Европе и 7 апреля в России). В этот день ангел сообщил деве Марии о беременности, и младенец Иисус родился 25 декабря (или 7 января по старому стилю) – очень близко к зимнему солнцестоянию. Это вполне сочетается с исконными легендами о Богине-Матери.
Если на Имболк только-только начинают отдавать силы, кровь, энергию земле, то на Остару увеличивается и количество посаженного, земля может напрямую удобряться кровью как жертвой.
Центральное место на празднике занимает еда. Остара славится ритуальным обжорством, которое должно обеспечить сытый будущий год. Вся еда во многом ассоциируется с солнцем и вращением колеса. Приветствуются блины и все виды круглой выпечки, а также большое внимание уделяется яйцам. Пасхальные традиции с раскрашиванием яиц и поиском яиц в европейской традиции также имеют корни в этом празднике.
Традиционные символы Остары – Лунный заяц (кролик) и яйца. Существует интересная легенда, которая связывает эти атрибуты воедино. Согласно ей в конце зимы Богиня нашла раненую птицу, и чтобы спасти ее превратила в кролика. Но трансформация произошла не полностью, потому заяц сохранил способность откладывать яйца. Вот эти самые яйца он принес в дар Богине, предварительно раскрасив их в яркие цвета.
Роспись яиц в праздник Остара появилась для придания им символического смысла. Причем символическими стали не только рисунки, изображаемые на яйце, но даже оттенки различных красок. Выбор цвета имел большое значение, потому что именно оттенок яйца заряжал его необходимыми магическими свойствами. Каждому тону приписывался свой собственный эффект:
Чтобы заложенное в окрашенное яйцо пожелание сбылось, его надо было разбить и съесть.
Другие блюда на Остару должны быть сытными и жирными, приветствуются не только рыба, овощи, вареные яйца, любая зелень, но и мясо. В частности жирная свинина, сало, копчености, главное — не крольчатина или зайчатина. Традиционная выпечка на Остару - специальный венок из сдобного теста, булочки в форме жаворонков, крестовые булочки. Вся эта выпечка адаптировалась христианством, но свое символьное значение не утратила. Крест в этом случае не имеет прямого отношения к религии, но может означать стихии, стороны света, времена года, масти карт Таро.
Сытная и обильная еда легко объясняется тем, что, хотя весна уже и ощущается в воздухе, на саму остару еще довольно холодно. И, конечно, еда с Остары до Бельтайна изобилует зеленью. Всю первую зелень активно использовали для готовки, ведь старый урожай к этому времени закончился, а время нового еще не пришло. Зато начинает зеленеть крапива, сныть, другие травы, и все они вкусны и полезны.
О связи и схожести Благовещения и Остары я уже написала, но есть и другие близкие по сути праздники в этот период. Очень много праздников напрямую связаны с весенним равноденствием - переход от темной половины года к светлой, обновление природы, праздник весны. Это же время связывается с началом земледельческих работ, служением земле. Это и знаменитый Навруз (один из древнейших земледельческих праздников и новый год практически во всех странах Великого шелкового пути), и северные праздники вроде дня Ворона или дня оленеводов. География огромна, но все радуются возвращению солнца. Недаром к весеннему равноденствию привязаны и международные праздники такие, как, День Земли и День лесов, или же итальянский день Дерева. Все они направлена на сохранение и преумножение богатств природы, на чувство единения с Гайей.
В славянской традиции к весеннему равноденствию привязываются Сороки, другое название - Жаворонки. В этот день пеклись булочки в виде птиц (писала о них выше как о традиционной выпечке на Остару), чтобы приветствовать весну и возвращение 40 видов птиц из теплых краев, а первыми приветствовали жаворонков. И в это же время в языческие времена отмечалась Комоедица, которая позже под влиянием христианства трансформируется в Масленницу. Блинами угощали Кома - медвежьего бога, широко празднуя весну и его пробуждение. А также устраивали кулачные бои, где бились всерьез, ведь пролитая кровь удобряет землю и способствует щедрому урожаю.
Близок к Остаре и индийский праздник Холи - праздник весны, наполненный солнечным светом и веселым неистовством пышно расцветающей природы. В нем нет ярко выраженного аспекта плодородия, насколько я знаю, но он наполнен радостью и любовью, а потому кажется мне очень схожим.
У гару ярким примером празднования Остары является Обряд пробуждения, он имеет все необходимые черты праздника: испытания и личные жертвы для обновления земли, радости плоти, празднование жизни и потребность продолжить ее в последующих поколениях. Рядом с ним стоит и Обряд плодородия - пусть и направленный не только на землю и растения, а на всех, кто примет участие в обряде. Это праздник Жизни.