Лето закончилось. И темная половина года сменяет светлую. Увы, на нашу жизнь большое влияние оказывают не только друзья, но и враги. Очень больно терять людей. Я назову троих, и с каждым из них я была в одной традиции. Самый последний - Питер Бреге. Он спас меня, но, увы, сам после этого переродился и стал агентом Доктором. Мартин Оландер, так и не ставший моим наставником, но тот, кого я всегда буду считать своим учителем, был пойман Союзом, и также стал агентом. Оба они сделали это не по своей воли. И был тот, кто ударил больнее всех, потому что ушел сам. Тот, кого я любила, как брата, друга. Очень любила, даже когда мы были по разные стороны. Максим Харитонов. Эта глава для вас, таких важных мужчин в моей жизни. Пусть будет памятью и для вас, и для меня.
После вас были и другие, но я боюсь продолжать писать имена, это больно очень.
Мабон - переломный момент между летом и зимой, когда день равен ночи. На следующий день Колесо перевалит через отметку равенства, и ночь понемногу возьмет власть над светом до зимнего солнцестояния, после чего день снова начнет набирать силу. На праздник Мабон Бог слабеет и сходит в Подземный мир. Бог умирает, но жизнь его сохраняется во чреве Матери-земли, чтобы через положенное время снова возродиться. В природе наблюдаются явные признаки увядания и приближения холодов. С этого момента дни будут становиться все короче, Светлая половина года меняется на Темную. А пока что земля ведет подготовку к зиме, и люди вместе с ней, отмечают день осеннего равноденствия, каждый в соответствии со своими традициями.
День осеннего равноденствия - это с одной стороны время наступления холодов, с другой - период сбора и заготовки урожая. Поэтому многие ритуалы Мабона сводятся к подготовке к зиме, долгому времени холода и спящей земли, - это демонстрация на праздничной площади заготовленных на зиму запасов, проявление знаков уважения к собранному урожаю и выражение благодарности природе за ее дары.
Название Мабон восходит к уэльским мифам. В мифах о короле Артуре существовал персонаж Mabon ap Modron, который символизировал мужской аспект плодородия и витальности. В этот праздник называют и другие имена бога, но все они связаны с плодородием и жизнью - Зеленый человек, Кернунн. Все они - аспекты того бога, что нынче умирает, чтобы родиться на Йоль.
Основные аспекты праздника Мабон сводятся к следующим. Это момент освобождения и ухода от всего, что изжило себя, что устарело и останется в прошлом. Это также время выражения почтения умершим родственникам, в основном женского пола. И также это праздник “второго урожая”, созревания яблок и подготовки к зиме.
Мабон нельзя назвать ни женским, ни мужским праздником, так как много его ритуалов направлены на женщину и на сохранение ее способности быть матерью, но во многих из них присутствуют фаллические символы. Что, в принципе, совершенно естественно. Например, ритуалы женского здоровья были такими. В эти дни женщины шли убирать морковь. Доставая ее из земли, прижимали к низу живота и просили для себя плодородия и здоровья. Дома эта морковь мылась и связывалась пучками с помощью красных нитей в три оборота.
Очень много материнского в этом дне. Мабон учит видеть свою мать в каждой женщине, и с почтением относится к возрасту. В свою очередь для многих матерей (да и, в целом, родителей) этот праздник является поводом признать то, что дети уже перестают быть детьми. Самое время установить отношения на совершенно новом уровне, дать больше свободы и самостоятельности. Пришло время выпустить своих чад в мир. К слову, мне видится неслучайным, что именно к Мабону рядом располагаются и два христианских праздника - и рождение, и успения Богородицы. Это хорошо согласуется с культом почитания матерей.
Как уважение к матери переносится на всех женщин, так и забота о детях переносится на всех странников. Ведь если ты дашь кров какому-то путнику, то и кто-то другой приютит твоего сына.
Как я написала выше, мужское начало в этот праздник тоже почиталось. Все это сопровождалось мужскими игрищами и состязаниями. Среди мужчин выбирали лучших из лучших, устраивали импровизированную охоту, танцы и так далее. Для общего стола из бараньего стада выбирался самый лучший баран, зажаривался на углях в общей яме. Мясо раздавалось, а за рогатую голову барана мужчины соревновались в играх, уходили в леса, устраивали забеги на дальние расстояния. В этих соревнованиях за рогаую голову видно почитание Кернунна.
Хвастовство своим урожаем на Мабон - дело естественное. На общем праздновании каждый стремится показать, что вырастила и собрала за лето его семья, расхвалить урожай. Это элемент симпатической магии, как гарантия, что плодов достаточно и их хватит на зиму. После Мабона начинаются обычно ярмарки и торговля, а на сам праздник люди прославляют свой урожай - таким образом, воздавая благодарность богам.
Так как на Мабон уделяют внимание и урожаю, полученному от дикой природы, то в эти дни люди часто ходят в лес, чтобы собирать там грибы, орехи, семена и листья, желуди и хвойные ветви. Их используют для украшения дома, для магии и конечно же в пищу.
Пища на Мабон - соответствующая. Это плоды второго урожая: различные осенние овощи, особенно кукуруза, фрукты, например яблоки, фасоль, кабачки и тыква. Дома пекут кукурузный хлеб и готовят блюда из фасоли.
В качестве украшений стола, жилья, алтаря подходит все, что ассоциируется со вторым урожаем: орехи, злаки, виноград. Цветы тоже должны быть осенними (астры, хризантемы, бархатцы). Нельзя забывать и про желуди, каштаны, рябину и боярышник, и конечно, осенние листья.
Обилие пирогов отличает этот праздник. На Мабон обязательно нужно напечь много дрожжевых пирогов. Чем больше и пышнее они получатся, тем лучше семья будет жить в следующем году. Если же выпечка не поднимается или пригорает, то стоит готовиться к трудностям. Начинка пирогов символичная: капуста – деньги; рябина – защита; другие ягоды – семейное счастье, любовь; яблоки – здоровье; мясо – успех в работе; рыба – знания.Также стоит упомянуть грибы любые – жареные, тушеные, запеченные, в виде супа; блюда из корнеплодов – картофеля, свеклы, репы, моркови; свежие осенние фрукты – поздние сорта яблок, слив, виноград; слабоалкогольные напитки – медовуха, сидр, вино, настойки, а также компоты, квас.
Яблоки – один из центральных продуктов. Их подают в свежем виде или используют для начинки, запекают с медом и корицей, делают чипсы, которые можно есть не только в праздник, но и всю зиму. Яблоко во многих традициях символизируют мудрость, молодость, здоровье. В кельтских мифах яблоневая ветка с нераспустившимися почками, цветами и созревшими плодами одновременно является ключом от Подземного мира. Ведьмы считают яблоко священным символом, ведь при разрезании плода поперек на срезе появляется природный пентакль.
Что касается трех алхимических принципов, то очевидным образом принцип соли выражен едой, материальное выражение сути праздника. Принцип серы выражен через мужские и женские ритуалы плодородия. Они присутствуют в самом празднике, но не требуют ритуального совокупления, скорее, выступают напоминанием, что пусть сейчас земля и готовится ко сну, она все еще плодородна и она непременно еще будет родить в следующем году. Принцип ртути же напоминает о смерти. Это праздник прощания. В разных культурах умирают разные аспекты плодородия. И если у кельтов умирает бог, то не менее известна греческая история о Персефоне. Ее возвращение к мужу в Подземное царство - тоже смерть, но с обещанием возродиться вновь. И это обещание - самое важное, что дарит нам Мабон.
У гару я знаю несколько сезонных ритуалов, проходящих в осеннее равноденствие, но особенно мне хотелось бы отметить Долгое Бдение. Я вижу в нем много черт праздника Мабон. Рассказы о трофеях, о подвигах за год - это тоже сбор урожая, хвастовство им, чтобы следующий год был не менее щедр на урожай. Также этот ритуал почитает Гелиоса, уходящего на покой, и просит помощи Селестины долгими ночами. Такое отмечание праздника мне видится очень символичным.