Белтайн — идеальное время для сбора трав. Все, что было найдено и собрано в этот момент, наделено по-настоящему волшебной силой. В частности можно собирать почки, листья, ветки боярышника, ивы, бузины, терна, траву клевера. Чтобы не обидеть лесных духов, нужно принести им дары.
Весь май и начало лета прекрасны для сбора трав, пока зелень молода и свежа. Это время молодой дикой растительности. Сезон этот недолог, большая часть трав с началом цветения становится уже не подходящей для кулинарного использования. Какие-то травы уместно будет высушить, но большую часть весенней зелени лучше заморозить или законсервировать иным образом, чтобы использовать позже.
Теперь о некоторых травах уже предметно.
Сныть обыкновенная - ужаснейший сорняк, от которого практически невозможно избавиться. Но только вылезшие из земли побеги, до цветения, нежны, с привкусом морковной ботвы, служат идеальной начинкой для пирогов, щей, подходит для приготовления песто.
Чесночница черешчатая - двулетний сорняк, съедобны и листья, и цветы, отличается острым вкусом.
Листья пастушьей сумки из прикорневой розетки по виду немного похожи на одуванчик, но спутать их трудно: нет млечного сока. И горечи нет. У пастушьей сумки сдержанный вкус спелых наружных капустных листьев, а по плотности она близка к кейлу. Её вкусно есть и в свежем виде, и в тушеном; в салате и в пирожках. А ещё пастушью сумку можно насушить и добавлять повсюду для усиления овощного вкуса. Съедобны также цветы и семена, по вкусу похожие на горчицу, но собирать их трудно.
Одуванчик - еще один сорняк, который невозможно вывести и который способен победить любой газон. Все знают о варенье или вине из одуванчиков, для этого используются цветы. Но съедобны и листья. Самые молодые листья напоминают салатный цикорий, прекрасно дополняют зеленые миксы, а взрослые листья хороши в тушеном виде. Горечь уходит, и получается прекрасный гарнир.
Стелющиеся пряди мокрицы укрывают поверхность почвы, не позволяя другим растениям развиваться. Плодовитая и живучая трава вредит сельскому хозяйству и цветоводам-любителям, но для настоящих поваров она – прекрасна. Молодые веточки очень нежные и сочные, прекрасно играют роль шпината в салатах, их не грех добавить в омлет.
Хороша по весне и мать-и-мачеха, чуть ли на самые первые цветы. Есть можно и листья, и цветочки, в последних много каротина. Смешайте деревенский творог и разобранные соцветия мать-и-мачехи. Приправьте молотой корицей и хорошенько перемешайте. Подавайте с тонкими тостами или крекерами. Листики мать-и-мачехи хороши для приготовления окрошки. Для неё листья можно смешать с зеленью ярутки, сурепки и зелёным луком, добавить сваренный картофель и залить холодным квасом.
Сурепка тоже из семейства капустных. Ярко-зелёные розетки растут повсеместно – на грядках и полях, на лугах и там, где влажно и много солнца. Листья сильно рассечены и образуют на черешке несколько долей: одна средняя – крупная, а по краям – доли поменьше.
Если говорить об этимологии слова, «сурепка» – возникает ассоциация с «что-то подобное репке». И правда, есть в сурепке вкус репы. И по химическому составу они похожи, и оба растения – лекарственные. Недаром некоторые знатоки народной медицины интерпретируют известную сказку про репку, как историю про чудо-лекарство, подходящее и для Жучки, и для бабки…
Сурепку можно есть, собрав листики до начала цветения. Она отлично сочетается с морковкой – и с корнеплодами, и с ботвой. Хороша в компании с яблоками. Для салата с яблоками листья нарежьте не слишком мелко, смешайте с кусочками очищенных и нарезанных яблок, заправьте сметаной или натуральным йогуртом. Посолите.
Если вы планируете сушить травы, то можно пойти двумя путями. Траву надо в любом случае перебрать, убрать мусор. Вымыть и высушить. Далее можно или связать травы в небольшие букетики и подвесить в хорошо проветриваемом помещении. Или можно сразу мелко порезать траву и разложить в один слой на подносе, который выставить на солнце. Высушенную траву стоит хранить в плотно закрывающейся жестяной или стеклянной банке.
Можно также замораживать траву, как было описано с крапивой и щавелем в предыдущей главе.